Почему я в свои 50+ учусь в Севастопольской Академии?
А вот почему. Бизнесом начал заниматься «профессионально» с 91-го года, что совпало с началом ГКЧП, то есть, попыткой остановить развал страны и вернуть её в социалистическое русло. Тогда я, будучи студентом медфака Ужгородского университета, набрав у знакомых старшекурсников на реализацию партию джинсов-«резинок» и модных футболок-«вышиванок» типа «BOSS» и «GUCCI», поехал в родной Севастополь всё это продавать. В дороге и застигла меня попытка этого заранее обречённого на неуспех «путча», как его тогда гневно окрестили в СМИ.
Потом, после оставления учёбы, была и оптовая торговля продуктами питания, и павильонная розница, и обмен валюты. Но вот с середины девяностых, влившись в «нефтяную» тему, уже планировал и осуществлял сложные многоходовые коммерческие операции, начинавшиеся с поставок ГСМ на сельскохозяйственные (в основном) предприятия. Продолжалась цепочка получением с/х сырья, его переработкой, т.е., по науке, созданием «нового продукта», который тоже не всегда шёл в продажу сразу, а также мог на что-либо предварительно обменяться на выгодных условиях.
На каждом таком этапе закладывалась своя дополнительная прибыль, на выходе имевшая существенную разницу с начальной стоимостью нефтепродукта. Это, ребята, называется «менеджмент». Да и с элементами «экономики»: каждую сделку требуется просчитать, и обязательно с учётом всех «подводных камней», не забывая при этом «про овраги».
Захотелось профессиональных знаний. Поступил в Харьковский институт экономики рыночных отношений. На вечерний факультет пошёл, сейчас это называется «очно-заочное» обучение, то есть, с реальными занятиями, с преподавателями. Мог бы, на базе среднего специального, сразу на третий курс пойти. Но нет, мне не диплом нужен, а знания. Диплом – лишь документ о том, что ты их получил. А это был 98-й, и мне было уже почти 29. Нас там таких было большинство, и лишь немного «школьников». Учили нас классно. И относились бережно.
Спасибо Декану Севастопольского факультета Галине Григорьевне Агалаковой, которая, будучи ранее преподавателем Севастопольского судостроительного техникума, и имевшая навыки общения с «малолетками», не церемонилась и с нами великовозрастными. Она буквально отлавливала «потерявшихся» студентов и почти что за шиворот усаживала их за школьную скамью. Ох, простите – за студенческую.
А «потерявшиеся» – это в основном те, кто решил, что посещать занятия необязательно. Заметьте – мобилок тогда ещё у простого народа не было. Искала она нас по домашним да по рабочим номерам…
И как здоровски пригодились полученные знания! Да и диплом не помешал, особенно когда после банкротства Нефтебазы пришлось с нуля работу искать. Предъявлял-то на собеседованиях уже не диплом среднего медработника, а экономиста-маркетолога! Встречали-то как? По одёжке! Ну а сейчас без диплома о в/о не везде даже встречать будут.
А что же АТиСО, как здесь оказался, в свои «за тридцать»? Да просто, как хотелось бы сказать сначала. Но таки нет: жизнь штука сложная. Последние семь лет торговал нефтепродуктами уже как индивидуальный предприниматель, пришлось и гостиничным бизнесом позаниматься. Но вот азарт к зарабатыванию как-то стал пропадать.
Захотелось чего-то для души, для Родины, для народа. Влился в общественную патриотическую деятельность. А для решения многих вопросов, начиная от помощи одному человеку, и заканчивая вещами почти глобальными – городского, крымского, и даже общеукраинского масштаба, приходилось привлекать профессиональных юристов, адвокатов. Это тоже были, в основном, патриоты, и помогали они нам не за деньги.
Также участие грамотных юристов понадобилось тогда, когда общественная деятельность привела к деятельности охранной, – для официальной защиты различных объектов, – от частной квартиры или дома, до серьёзных заводов и предприятий.
Здесь уже шаг в сторону от закона – и ты правонарушитель! А с приходом в Крым Российской государственности, где всё основано на чётком соблюдении норм и правил во всех сферах жизни и деятельности, ограничиваться сторонней помощью и консультациями стало уже недостаточно. Сначала сам стал «вгрызаться» в законы и кодексы, но…
Остро почувствовал необходимость системных знаний. А получить их возможно, лишь обучаясь в профильном вузе.
И вот снова, спустя двадцать лет – в «абитуре». На «Юрфак». Сдаю экзамены вступительные – русский, обществоведение, историю.
Почти не готовился. Русский язык на «пять» сдал, благо – занимаюсь журналистикой, публикуюсь.
Историю – на «хорошо», благо – очень ею, ввиду своего образа жизни, интересуюсь.
«Общагу», – по той же причине – на «четвёрку». Ну как же не сдать Обществоведение, если занимаешься общественной деятельностью?!
И вот я снова студент! Парочку раз даже было такое, что меня в стенах моей «Alma-mater» спрашивали: «Вы преподаватель?» На что я, страшно огорчившись, отвечал: «Ну какой же я преподаватель? Разве по мне не видно, что я юный студент?!» Ну а если серьёзно, то учиться было жутко интересно! Знания, даже базовые, по выбранной специальности оказались, и вправду, реально интересными, я заслушивался лекциями, да не только я, большинство моих новых коллег-студентов! При этом насколько увлекательно было общение с умнейшими и образованнейшими людьми – нашими Учителями!
Забыл сказать: сначала меня, не спрашивая, определили в группу «ускоренного» обучения, так как я уже имел диплом о в/о. Это значит – учиться на год меньше. В этом году уже и закончил бы. Но, как и двадцать лет назад, я пришёл получать знания, и хотелось это делать размеренно, поэтому попросил перевести меня на обычную «очно-заочную» форму. Но это – личное дело каждого, тут я ни к чему не призываю. А если уж, на то пошло, то мог бы и вовсе пойти в магистратуру на базе «высшего»: два года – и ты юрист. Но какой?
Но ещё интереснее учёба стала, когда начали спецпредметы изучать! Взять вот, гражданское право, к примеру. Его обоснованно можно считать базисом всей юридической науки. Но есть сферы права, превалирующие над положениями права гражданского: Земельный, к примеру, Кодекс. В отношениях между лицами, касающихся земельных вопросов, в первую очередь всё определяет именно он, потому что земля – это не просто собственность, но основа жизни и деятельности человека, и этот Кодекс позволяет в определённых случаях отступать от Кодекса гражданского.
Но если будешь знать ГП – где угодно работать сможешь! Так нам говорили наши преподаватели. Ведь в нём регламентируется столько живых жизненных ситуаций – от сложнейших банковских международных операций до покупки кофе в кофейном автомате или сдачи в ремонт пары обуви. И вот что интересно: мне, взрослому дядьке, которому последние лет двенадцать постоянно приходилось действовать в различных нештатных ситуациях, гражданское право стало более интересным, нежели уголовное, как я предполагал вначале. Но в жизни всё меняется, и часто работать приходится там, где будешь призван, поэтому изучать надо всё, что даётся в вузе.
И немного о нём, о родном институте. Учиться, повторюсь – интересно. Для тех, кто хочет, конечно. Есть и кому нас учить: преподаватели с огромнейшим опытом в правоохранительной сфере, работники прокуратуры, практикующие юристы, адвокаты, многие – занимающиеся наукой, имеющие учёные степени и звания. Безусловно, все преподаватели имеют ту или иную степень симпатии у студентов, есть такие, которых просто обожают, есть – кого побаиваются, считая излишне требовательными. Но и то, и другое – одинаково хорошо. Не будем забывать слова великого русского полководца Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою!»
Кроме самого учебного процесса, получающая знания в нашем Институте молодёжь живёт активной студенческой жизнью, что само по себе тоже очень интересно и будет длиться очень ограниченный отрезок вашей жизни – ваши студенческие годы. Это и различные театрализованные представления, и студенческие научные конференции, спорт, походы, и просто вечеринки по поводу успешной сдачи экзаменов… Жизнь бьёт ключом!
Очень удобно расположение учебных корпусов, по крайней мере одного из них, расположенного на улице Балаклавской, дом 11, это рядом с площадью Ушакова, две минуты пешком. Здесь располагается и приёмная комиссия. Второй корпус – на Брестской, 18-Б, это напротив от футбольного стадиона. Прекрасное соседство для севастопольских парней! Здесь же – институтская библиотека. В обоих корпусах работают «вкусные» буфеты. Ещё о плюсах нашего института – оплата за обучение здесь ниже, чем в других. Кроме того, институт, по сравнению с Севастопольским университетом, или с филиалом МГУ – довольно небольшое учебное заведение.
Как результат – преподаватели, руководители кафедр, и лично Директор Института Сергей Николаевич Шестов знают каждого студента в разы лучше, чем в огромных учебных заведениях, и относятся, к ним, соответственно, по-семейному, как к родным.
Бывает, что в силу каких-либо причин (а это жизнь), студент учёбу подзапустит, долги накопит. Гнать такого никто не спешит, дают время на исправление – ведь свой же!
И с оплатой не у всех и не всегда бывает ровно. И здесь студенту даётся определённое время. На зачётах и экзаменах никто из преподавателей не ставит перед собой задачи студентов «валить». Но всё это совершенно не означает, что учиться можно «на шару»! Учить надо. Более того, учитывается и посещаемость занятий, даже у «вечерников», которая имеет прямую корреляцию с качеством усвоения студентом преподаваемых материалов.
А вот в этом году, в связи с известными событиями в нашей стране, с большим потоком переселенцев, беженцев, наш институт продлил срок для подачи документов на поступление: для очной, очно-заочной и заочной (ускоренной) форм обучения – до 21 октября. Также хочется добавить, что студенты АТиСО проходят учебную, учебно-производственную и преддипломную практику в севастопольских органах власти, в судах, ФССП, в Прокуратуре, и в иных правоохранительных органах. А здесь можно себя зарекомендовать и проложить дорожку к своей будущей работе или службе.
Обучение в нашем вузе проходит по трём самым востребованным в сфере бизнеса т.н. «гуманитарным» специальностям: Экономика – «Финансы и кредит», «Менеджмент предприятий», и по Юриспруденции «Общий профиль».
И не надо думать, что таких специалистов нынче хоть пруд пруди, типа переизбыток. Точно так же говорили, помнится мне, и в девяностых, когда вчерашняя школьница Олечка, невеста одного моего коллеги по Нефтебазе, училась на юрфаке. Студенточка та теперь уважаемый в городе адвокат.
Для неё, причём без всякого блата и поддержки, место под солнцем в этой профессии нашлось. Как, впрочем, и для сотен других студентов-юристов.
Было бы желание, целеустремлённость, потребность много знать и «на отлично» выполнять свою работу!
Удачи Вам, уважаемые будущие коллеги, члены нашего студенческого братства! Ещё год буду иметь такую честь учиться вместе с Вами! Дерзайте, приносите документы, сдавайте вступительные, становитесь Лучшими специалистами в городе в выбранных Вами профессиях! Помогай Вам в этом Господь. А в нашем Институте Вас ждут.
Анатолий Марета, студент 5-го курса АТиСО