Депутат Государственной Думы Российской Федерации Артём Кирьянов, также занимающий пост заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике, в беседе с корреспондентом агентства Ura.ru сделал заявление, претендующее на сенсационность.
С его слов такой институт нашего общества как индивидуальное предпринимательство, может кануть в лету. Личное ли это его мнение, либо он озвучивает чьи-то мысли или планы, пока остаётся лишь предполагать.
Однако к предпринимателям депутат относит и так называемых «самозанятых», то есть граждан, платящих государству налог на профессиональную деятельность.
А так как эксперимент Правительства РФ по налогообложению «самозанятых» предполагалось завершить, то по логике Кирьянова данная категория трудящихся должна исчезнуть. Однако термин «эксперимент» предполагает то, что его результаты будут анализировать и на основе анализа принимать решение: отказываться ли от этой идеи, или оставлять её как показавшую свою эффективность.
При этом об эффективности данной формы налогообложения можно смело заявлять уже сейчас, не дожидаясь ещё пять лет. Потому что по данным Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации число граждан, выбравших такую организационную форму ведения приносящей доход деятельности, становится всё больше и больше, и на сегодняшний день превысило 8 (восемь!) миллионов человек. Причём только за текущий, 2023-й год их стало больше на 60%, чем на конец прошлого года.
На взгляд автора данной статьи такие показатели могут говорить о прогрессивности этого начинания. В конце концов, увеличилось ведь не только число легально работающих людей, но и реально увеличились денежные поступления в бюджет страны в виде налогов, что нынче, в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции, весьма актуально!
Но депутат, наоборот, считает это дело морально устаревшим, – и в плане ведения бизнеса, и в плане налогообложения. И что владельцы «микробизнесов» должны будут выбрать другую форму налогообложения, что «самозанятые» должны будут становиться руководителями или учредителями юридического лица (то есть, попросту говоря – фирмы).
Иными словами, человек, вяжущий, к примеру, свитера и продающий свою продукцию где-то на вещевом рынке, должен будет учреждать предприятие, регистрировать его по какому-либо адресу, для чего нужно будет арендовать офисное помещение, нанимать бухгалтера (пусть даже и «приходящего»).
Станет ли человек заниматься такой ерундой? Ответ очевиден. Как очевидно и то, что продавать свои «шедевры» мастер будет каким-либо иным путём, пусть даже и на несколько менее выгодных для себя условиях. Да отдавать кому-то на реализацию, или по знакомым. И, соответственно, перестанет платить налоги, деятельность-то теперь у него «теневая».
Но автор обсуждаемого нами предположения считает индивидуальное предпринимательство пережитком «девяностых». И даже без учёта существенных различий между ИП как таковыми и т.н. «самозанятых».
В двух словах: ИП проходит регистрацию так же, как и «фирма», то есть предприятие. И даже регистрируется ни где-нибудь, а в ЕГРЮЛ – едином государственном реестре юридических лиц. Отличается от «фирм» тем, что ограничен в видах деятельности, в обороте, количестве наёмных работников, не ведёт бухгалтерский учёт, а только налоговый, не имеет баланса, отсюда – упрощённая отчётность.
А вот «самозанятый» регистрируется, не выходя из дома – на специальной страничке в Интернете. Ему не нужен наёмный бухгалтер: заполняй лишь сумму дохода и пару граф – от кого он получен. Программа сама высчитает налог, который также, не отходя от компьютера, можно оплатить. Да что там от компьютера – от своего смартфона, куда можно скачать мобильную версию этой программы.
Отличие от ИП – ты не можешь нанимать себе работников и не можешь продавать то, чего не сделал сам. То есть, – только продукцию собственного производства (или оказывать те или иные услуги, выполнять работы также самостоятельно.
Конечно, здесь могут быть некоторые злоупотребления доверием к тебе со стороны государства.
Например, неофициально работать будут члены семьи, или просто наёмные работники. Но государство тоже не лыком шито: доход на такой форме налогообложения не может превышать двухсот тысяч рублей в месяц, точнее – 2400000 рублей в год, так что много «добровольных помощников» привлечь к такой деятельности не удастся.
Это теория. Однако на практике, в самой жизни автор знает достаточно людей, работающих в качестве «самозанятых». Это юристы, репетиторы, косметологи и т.п. И все они весьма счастливы тем, что можно спокойно, легально работать и легко выполнять свои обязательства перед обществом – делать отчисления в бюджет.
К слову, автор и сам был и учредителем, и руководителем ООО, и директором фирм, и индивидуальным предпринимателем, и даже «самозанятым», в числе которых и пребывает по сей день. Поэтому разбирается не понаслышке, для каких видов деятельности какая подходит организационная форма.
Надеемся, что никто у нас в стране ни ИП-шников, ни «самозанятых» не отменит, что все граждане, задействованные в данных формах ведения деятельности, будут зарабатывать на хлеб и себе самим, и своим семьям, а не попадут в очереди безработных в центры занятости, не лягут тяжким бременем на плечи ещё где-то работающих граждан – налогоплательщиков.
Анатолий Марета, правозащитник