Немногие горожане, не говоря уже о приезжих гостях, знают подробную историю Севастополя, особенно тех его мест, которые не являются как бы знаковыми. Вот, к примеру, взять Килен-балку, о ней тоже знает не каждый. Оно и понятно, ведь это и не самая важная севастопольская достопримечательность, и не обустроенное для туристов место, вместе с тем, это очень интересная балка Севастополя, начинающаяся от одноимённой бухты.
Ещё до основания Севастополя в 1782 году, в Килен-бухту зашли фрегаты «Осторожный» и «Храбрый», которые остались здесь перезимовать. Бухта оказалась настолько удобной для килевания кораблей, что её так и назвали – Килен-бухта, а позже так стали называть и балку. Килевание судна осуществлялось следующим образом: корабль заваливался, кренился на один из бортов, который потом отскребали от наростов, снимая балянус, мидию и прочую живность, живущую в Черном море и приросшую к корпусу корабля. Все эти наросты мешали быстрому ходу судна, что тогда было (как и сейчас) очень актуально.
После основания Севастополя в балке появились хутора флотских экипажей. Инициатором их создания был Ф. Ф. Ушаков, вложивший большой вклад в строительство главной базы Черноморского флота в Севастополе.
Балка имела и военное значение. В ходе подготовки Инкерманского сражения периода Крымской войны и самого боя её использовали для перемещения русских войск. Англичане стремились захватить балку, ибо она давала возможность подступиться к Сапун-горе и Малахову кургану. По этой же причине тут разгорелись жестокие сражения в период Второй обороны Севастополя.
После Второй мировой войны на берегу Килен-бухты был построен 13-й судоремонтный завод, который действует и сегодня.
Территориально балка разделяет собой жилые районы вдоль улиц Жидилова и Горпищенко.
Это одна из самых длинных балок Севастополя – протяженностью около 5 км. Балка пологая в месте впадения в бухту, однако дальше её стены становятся более узкими и высокими, образуя подобие каньона.
На её склонах имеется множество гротов и пещер, в средние века в них жили люди.
А вот самые древние строения, обнаруженные здесь археологами, датируются началом нашей эры. Также по балке проходила дорога из порта «Авлита», принадлежащего средневековому княжеству Феодоро, в их крепость «Каламиту».
Территории на дне балки сейчас заняты дачами садово-огородного товарищества, с одноименным названием ТСН «Килен балка» и ТСН «Флотский».
Между ними находится настоящий памятник истории местного значения – водонапорная башня Микрюкова. Водопровод и башня построены в 1885 году морским офицером Матвеем Степановичем Микрюковым и действуют по сей день, подавая воду садоводам.
Сама башня отвечает за вентиляцию двух больших резервуаров, которые находятся под ней. То есть фактически это не водонапорная, а вентиляционная башня. Вода в резервуары поступает из подземных каптажей, затем самотёком по трубам подается на участки.
Огородники на своих дачах часто откапывают осколки средневековой керамики, пули, пуговицы от мундиров, английские трубки, а также другие предметы старины.
В общем, Килен-балка – место для настоящих ценителей истории нашего города, которые уже познакомились со всеми его основными и популярными достопримечательностями.
Велена Куликова