Историческим аспектам севастопольского коммунального хозяйства, как правило, историки и краеведы меньше всего уделяют внимания. А зря. Оно заслуживает того, чтобы о его пусть даже недалекой истории немного рассказать.
Новый государственный строй, пришедший на смену старому в 1917 году повлек за собой создание новых государственных структур. Установившаяся в Севастополе в ноябре 1920 года советская власть стала создавать структуру управления городом. В числе множественных отделов и управлений был создан отдел местного хозяйства (местхоз), который по своим функциям можно приравнять к современному Департаменту городского хозяйства. Привычные нам ЖЭКи, РЭПы, управляющие компании в 1920-е годы еще отсутствовали и всем занимался местхоз. В Севастополе в 1922 году прошла муниципализация домов. Собственность частных лиц передавалась в ведение органов местного самоуправления. Всего было муниципализировано 687 зданий. В списке значились не только дома физических лиц, но и культовые здания всех конфессий, учебные, например, Константиновское реальное училище, училище им. генерала Менькова, дома Морского ведомства и городского самоуправления. Следить за содержанием этих домов должны были местхозы.
В годы НЭПа органы власти начали проводить новую жилищную политику. Появилась жилищная кооперация. В соответствии с указаниями из центральных органов власти в июне 1924 года в Севастополе стали создаваться жилищно-арендные кооперативные товарищества – ЖАКТы, исходя из сути их работы, можно смело сказать, что это прародители сегодняшних управляющих компаний. Часть муниципализированного жилья органы власти отдали в коллективную собственность жильцов. Буквально через полгода в городе уже было создано 63 ЖАКТа, а июле 1925 года их уже насчитывалось 142. Своей целью ЖАКТы ставили ремонт, восстановление разрушенных домов, улучшении жилищных условий, не забывали о повышении культурного уровня. В некоторых жактовских домах были оборудованы прачечные, столовые и даже общественные бани.
Контроль за деятельностью ЖАКТов был возложен на специально созданный городской союз. Он контролировал расходование средств ЖАКТов, особо строго следил за проведением ЖАКТами идеологической классовой линии.
Там, где не были созданы ЖАКТы, домами занимался местхоз. В середине 1925 года в его ведении находилось 330 домов. В местхоз подавали заявки на ремонт. Так, например, в июле 1925 года поступило 150 заявлений о необходимости ремонта в муниципализированных домах. Большая часть их касалась ремонта кровли. Даже при скромном городском бюджете местхоз старался изыскать средства и смог закупить необходимое для ремонта крыш железо. Также пытался провести хотя бы срочный необходимый ремонт в муниципализированных домах.
Кроме ремонта жилфонда местхоз проводил работу по благоустройству окраин города. В июле 1925 года были начаты геодезические работы по нивелировке улиц на Корабельной стороне и Воронцовой горе. Для приведения в порядок Лазаревской улицы в Татарской слободке местхозу было выделено 10 968 руб. (в современном денежном исчислении около 1 млн руб.)
Проблем было много, в большей или меньшей степени они решались и Севастополь уверенно двигался к приведению в порядок своего любимого города.
Наталия Терещук, историк-аривист.