Вначале была Русская Весна. За ней последовало установление в новом регионе Советской власти. То есть – нашей, российской. Затем, как бывает в таких случаях, началась национализация несправедливо отобранных у государства предприятий.
В первую очередь – стратегических или, как нынче стало модным выражаться – объектов критической инфраструктуры. А если по-простому – то объектов жизнеобеспечения.
Одним из таких объектов жизнеобеспечения, подлежащих национализации, было предприятие, относящееся к разряду предприятий естественной монополии – «Крымэнерго». Его успешно национализировали, хотя руки до него дошли лишь в 2015 году. Но-таки дошли, в отличие от нашего второго нового Субъекта – города Федерального значения Севастополя. Здесь подобное предприятие осталось в частных руках. Да ещё и в неместных, в нероссийских. Поэтому в шутку его стали называть, простите, «Херэнерго», – по месту расположения его собственника…
Да и вообще, в первые годы российской власти только и разговоров было в деловых кругах, что, дескать, в Крыму, «у Аксёнова», все дела идут гораздо проще и быстрее. Вот и главное крымское энергетическое предприятие перешло в собственность Российской Федерации, а Севастополь в этом отношении остался в далёком прошлом...
Но Аксёнов был бы не Аксёнов, если бы не добился полной справедливости.
Энергетическая компания «Крымэнерго» передана из федеральной в собственность республиканскую, и теперь на все сто процентов принадлежат Крыму, – на основании Указа Президента РФ Владимира Владимировича Путина,
Указ этот можно найти на сайте Кремля. Причина данной перестановки – оптимизация развития данного предприятия, существующего в форме Акционерного Общества.
А вот в чём эта оптимизация и развитие будут заключаться – стоит лишь догадываться. Неужели в дальнейшей приватизации? Эх, не хотелось бы. Такие предприятия должны принадлежать всему народу в лице государства.
Стоит упомянуть и о том, что уже почти два месяца деятельность теперь уже бывшего «федерального» предприятия тщательно проверяется. Результаты проверок дали свои плоды, – как для руководства, включая «Генерального», так и для сотрудников среднего звена. И довольно неутешительные: на некоторых из них заведены уголовные дела.
Основная причина их возбуждения, – это «усложнение программы подачи заявлений на техническое присоединение к электросетям».
Так очень «политкорректно» выразился сам Глава Республики Сергей Валерьевич.
Как предполагает автор этих строк, дело здесь в обычном вымогательстве: чтобы мы вас подключили, вы нам должны то-то и то-то.
И здесь совершенно не имеется ввиду взятка в классическом смысле этого слова. Пример: автор более двадцати лет тому назад «подключал» частный дом к электросети. Технические условия были выданы с учётом того, что в пользу монополиста будущему абоненту нужно было построить довольно серьёзную трансформаторную подстанцию.
Сумма эта была неподъёмной, пришлось обращаться в «Госспецмонополию» (украинский аналог российского Антимонопольного комитета), а также в Прокуратуру. И, как ни странно, аппетит монополиста без особых проблем был убавлен до реальной величины.
Вот и в «Крымэнерго» на сегодняшний день ситуация с присоединением улажена.
А то ведь и вправду, какой-то частный дом - это мелочь; но ведь в Крыму прошёл такой мощный строительный бум на жилые многоэтажные комплексы!
И это уже совершенно другие возможности для злоупотреблений своим монопольным положением!
В общем, Крыму с его энергетической компанией повезло. А вот Севастополь на сегодняшний день остаётся «позади планеты всей»: владельцем нашей главной энергетической компании с 2020 года является ни город, ни даже Российская Федерация, а один единственный человек.
И это во время проведения Российской Федерацией СВО, которая по сути своей является защитной реакцией нашей страны на ополчившийся на неё весь Западный (и не только) мир.
Да, и ещё одна смешная деталь (была бы она смешной, если бы не была грустной): непосредственно самой продажей электроэнергии почему-то занимается совершенно иное коммерческое предприятие.
Почему? Наверное, потому, что кто-то так решил, потому что кому-то так выгодно. Но при этом, как предполагает автор, не очень это выгодно простым севастопольцам, ведь все мы давно знаем: чем больше «прокладок», тем выше цена. И поэтому все мы ждём – и от Губернатора Севастополя, и от Президента России справедливого решения вопроса с нашим энергетическим предприятие, как это произошло в Крыму.
Анатолий Марета, юрист-правозащитник