Как столишные жулики пенсионерку-бабушку «развести на бабки» хотели
Осторожно, мошенники!
Если вам звонят и сообщают о проблемах с банковским счётом,
о родственниках, попавших в беду,
требуют перечислить деньги на другой счёт,
спрашивают секретные SMS-коды –
положите трубку и позвоните 102.
Будьте бдительны!
Полиция Севастополя и Win mobile
(СМС-сообщение клиентам Vin mobile)
Эту почти банальную историю рассказал автору один близкий ему человек. Для реалистичности восприятия излагаться она будет от первого лица. А для того, чтобы не было банальным само изложение, в нём будут присутствовать вставки-комментарии, которые, возможно, помогут другим людям не попасть на крючок всякому жулью. А ведь подобные истории, к сожалению, ещё довольно часто происходят. ФИО «фигурантов» будут изменены.
…Субботнее утро. Часов десять. Звонок на домашний номер.
«Забродину Светлану Ивановну можно услышать?» – мужской голос.
«Вышла. Что передать?» – интересуюсь.
«Это из полиции. Дознаватель Назаров Михаил Алексеевич. А Вы кем Светлане Ивановне приходитесь?»
«Сыном родным», – отвечаю. Фамилию, имя, отчество называю.
«В отделении банка обратился Гопцов Николай Александрович, 1991 года рождения, хотел снять деньги со счёта вашей мамы. Имел нотариально заверенную доверенность с «мокрой» печатью. Сказал, что она в больнице и срочно нужны деньги на лечение. После просьбы связаться со Светланой Ивановной занервничал и ушёл. Знаете ли вы такого?»
«Нет, знать не знаю».
Раскрываю часть карт звонящему – по поводу отсутствия у мамы банковских счетов. А с целью втереться в доверие делюсь, что вот у меня самого карта есть. А мама, хоть и старенькая, но старается нам помогать и пошла в магазин за помидорами.
Оппонент «выкручивается»:
«Возможно, он хотел открыть счёт и оформить кредит» …
Теперь вопросы начинаю задавать я:
«А у какого нотариуса была оформлена доверенность? Надо начинать с него.»
«Сотрудники банка не запомнили фамилии нотариуса. Но наверняка это был какой-то чёрный нотариус. И вполне возможно, что он сейчас вообще где-нибудь за границей находится. И нам его не достать».
1. Перебираю в памяти всех известных мне севастопольских нотариусов… Да нет, вроде бы совсем чёрных, как афро-американцы, среди них нет…
«А задержать подозрительного клиента не пробовали?»
«Ну как же могут задержать взрослого мужчину молодые девчонки?! Но они сразу позвонили нам, в полицию. И мы обязаны разобраться, предупредить преступление!»
Однако «полицейский» продолжает:
«В подобных случаях мы связываемся с Центральным банком, и там назначают менеджера, который занимается дальнейшем курированием ситуации, отслеживает счета и предотвращает попытки снятия денег со счёта через другие отделения банка.
Мы передадим Вас ему.
А пока запишите мои данные: УМВД, Пушкина, 10, телефон: +7 495 185 59 43.
Телефон московский, позвоните, назовёте мою фамилию и на меня переключат».
«Ну и вы мой мобильный номер запишите на всякий случай. Записываете? Диктую: +7 978…»
Звонящий никак не справляется запомнить и записать первые четыре цифры, которые для любого местного жителя на слуху уже ровно девять лет. Да что у местного, у любого, кто сюда приехал и пользуется местным оператором хотя бы пару дней. А этот, бедолажный, мучается, несколько раз переспрашивает…
Однако дальше наш лжеполицйский продолжает петь: «Запишите номер предварительно открытого уголовного дела: 007069. Сейчас действует закон о неразглашении тайны предварительного следствия, по которому вы не имеете права сообщать его детали никому! Только тем людям, которые этим делом занимаются. И только они могут знать этот номер».
Однако, наш горе-«дознаватель» продолжает («и тут Остапа понесло»):
«В общем, ваше дело передано в Центральный банк, и оттуда Вами свяжутся. Вы знаете, что такое Центробанк, какие у него полномочия? Это такой банк, который следит за работой всех остальных банков, которые все коммерческие. А он – единственный государственный банк. Он даже сам не выдаёт частным лицам кредиты. Он даёт кредиты коммерческим банкам, а те уже, в свою очередь, выдают кредиты частным лицам…»
Проникаюсь уважением к Центральному банку. Он – государственный, а не какой-нибудь там… коммерческий. Но, однако:
Но откуда может знать такие тонкости наверняка ни разу в жизни не открывавший Конституцию своей страны жулик? И он, вдохновлённый моей сговорчивостью, продолжает:
«Вам в течение минут трёх перезвонят из Центрального банка. Ожидайте».
Кладу трубку. Ожидаю звонка. Звонок, на другом конце всё тот же, уже почти ставший родным, но теперь почему-то сердитый голос:
«Вы зачем повесили трубку?! Я же сказал, что переключу вас на Центробанк!»
«Да вы же сказали, что они сами мне перезвонят», – пытаюсь оправдываться…
«Я переключаю!» – говорит.
В динамике телефона звучит характерная мелодия, и вот уже на другом конце провода «менеджер Центрального банка РФ» Старков Владимир Иванович. Он задаёт мне разные уточняющие вопросы. Я, в свою очередь, требую от него пароль, – номер «предварительно открытого уголовного дела». Называет он его правильно: 007059. Значит – свой человек, и ему можно полностью довериться.
Интересуюсь, где менеджер находится территориально, в Москве или в Севастополе. Говорит, – что в Москве.
А дальше что-то уж больно странные вопросы начинает задавать «менеджер».
Не относящиеся к попытке совершить хищение денежных средств «со счетов» моей мамы.
А именно: в каком банке счёт у меня самого, какие операции я совершаю со своей банковской картой, и тому подобное.
Причём тональность разговора пошла такая, будто бы я уже обвиняемый в преступлении, и сижу на допросе в кабинете у следователя.
В недоумении задаю вопрос «менеджеру»:
«А какое отношение имеет моя банковская карта к попытке похитить средства мой матушки?»
Ответ был прост, но ошеломляющ:
«Потому что вы с вашим банковским счётом являетесь фигурантом этого дела!»
Сердце – в пятки, коленки подогнулись… Чего доброго, ещё окажется, что я – главный организатор мошеннической схемы по отъёму денег у собственной матери!
Но, раз я у вас «ФИГУрант», – то вот и получайте от меня ФИГУ! Лимит времени на развлечения, стёб и изучение приёмов и методов современных телефонных мошенников исчерпан, меня ждут дела! Но заканчиваю игру в их же стиле:
«Уважаемый менеджер, слишком много вопросов, я уточню некоторые данные в нашем УМВД, и свяжусь с вами. А пока нашу беседу приостанавливаю».
Кладу трубку. Сразу – снова звонок. Вот неугомонные! Но на этот раз первой трубку хватает супруга. Она – тоже юрист. И ей тоже интересно! Разговаривают. Но она не так «тонко» ведёт переговоры, раскрывает все карты сразу: «Вы, молодой человек, – мошенник, не тратьте моё и своё время!» Из разговора понимаю, что «в Центробанке» грозятся «арестовать все мои банковские счета». Надо срочно бежать в банкомат, спасать средства, ведь только вчера зарплату получил!
Вот такая история. А ещё говорят, что когда будущий «потерпевший» вычисляет мошенника, но при этом продолжает с ним общаться, то он, когда это понимают, начинает злиться на свою несостоявшуюся жертву и злобно шипит в трубку:
«Вы зачем тратите моё время?!» Наглость для таких – второе счастье!
Анатолий Марета, правозащитник
Фото взяты из сети Интернет