Севастополь не зря называют родиной плавкраностроения. Как утверждает множество источников в 1966 году на морском заводе был заложен первый 100-тонный плавкран «Черноморец». А первый ли? Архивные источники доказывают другое. 19 мая 1890 года газета «Крымский вестник» сообщила своим читателям, что «около минной мастерской в Южной бухте строится замечательный по своей колоссальности и подъемной силе стотонный плавучий кран, который может совершенно свободно поднимать 6200 пудов (101,5 т) на высоту 70 фут (21 м) и на расстоянии от самого понтона на 40 фут (12 м). Высота крана простирается от грузовой ватерлинии до верхних блоков на 120 фут (36 м)».
По своим размерам это был первый в России такого рода плавучий кран. Кран размещался на понтоне, внутри которого находились не только насосы, приводящие в движение поршень подъемного цилиндра, но также каюта для офицеров и помещение для команды. Кран строился для морского ведомства. Руководили работами специалисты из Санкт-Петербурга: инженер-технолог Н.Д. Лесенко и старший судостроитель петербургского порта, бывший строитель броненосного корабля «Петр Великий» А.Е. Леонтьев.
В начале декабря 1890 года строительство крана было окончено и 12 числа, в присутствии специальной комиссии, состоялось его первое испытание. Кран отвели к вокзалу, приготовили четыре пакета рельс по 1550 пудов (25 т) каждый, запустили механизмы, и все увидели, как легко и плавно кран поднял этот груз. Это была большая честь для завода и петербургских специалистов, которые приложили немало сил и знаний для выполнения этой задачи.
Перед сдачей крана в казну 8 и 12 февраля 1891 года были проведены окончательные испытания стотонного гидравлического крана. Кран работал безукоризненно и был принят комиссией в Морское ведомство. Это была гордость нашего отечественного плавкраностроения.
Работал кран в Севастополе до 1942 года, пока в него не попал артиллерийский снаряд, и кран затонул недалеко от холодильника, из-под воды торчала только стрела, что можно увидеть на фотографии сделанной фронтовым фотокорреспондентом Е.А. Халдеем.
О дальнейшей судьбе крана рассказали ветераны морзавода. Оказывается, после освобождения Севастополя кран был поднят со дна бухты, отремонтирован и работал на заводе до 1952 года, затем был передал в Феодосию. Возможно потому, что с начала 1950-х гг. на заводе стали строиться 50-тонные, а затем и 100-тонные самоходные полноповоротные краны. Наши плавкраны «Черноморцы» и «Богатыри» были серийные, что позволило СССР отказаться от импорта тяжелых кранов и продавать их за рубеж.
За строительство в 1970-е гг. уникального 1600-тонного плавкрана «Витязь» специалисты были удостоены звания лауреатов Государственной премии.
Это лишь небольшой штрих истории нашего города, который ярко характеризует, что в первую очередь Севастополь был морской и промышленный город, а уж потом курортный.
Наталия Терещук, историк-архивист