От севастопольских военкоров, работающих в зоне СВО.
Рассказы о тех, кто защищает Родину.
Хотя у штурмовиков главный транспорт – это ноги, но без техники далеко не продвинешься и оперативную ротацию не проведешь. А любая техника требует профессионального обслуживания и ремонта. Без мастеров-ремонтников победить тяжело, тем более в современной войне. Вот и в добровольческом отряде «Барс-33» имени генерала Василия Маргелова (входит в состав группировки войск «Днепр»), которым командует военнослужащий с позывным «Сват», почти сразу с момента возникновения отряда был создан ремонтно-восстановительный взвод.
В задачи военнослужащих ремвзвода, понятное дело, входит ремонт, сезонное и ежедневное обслуживание техники отряда, а также осмотр транспорта, который выезжает за пределы их автопарка. Потому что личный состав «Барса» хоть и находится «за ленточкой», но передвигается в основном по дорогам общего пользования вместе с гражданскими водителями. Транспорт отряда, независимо от того, белые номера на нем или черные, перед выездом за ворота всегда приводится в должный вид, проверяются во всех режимах фары и фонари, документы.
Кроме того, постоянно кто-то из состава ремвзвода находится на линии боевого столкновения вместе с той частью отряда, которая выполняет боевые задачи. Число задействованных на передовой специалистов ремвзвода зависит от количества техники, которая находится там. Бывали времена, когда почти весь отряд вместе с ремонтниками находился на ЛБС. Но сейчас ротация регулярна и ремвзвод может позволить себе заниматься техникой в относительно безопасном тылу.
Добровольцы «Барса» – те же военнослужащие Министерства обороны России. Но есть нюансы: добровольцы не имеют званий, только должности, и они заключают контракт на шесть месяцев. Кто-то ограничивается одним сроком, но есть и те, кто здесь с самого начала СВО, а то и раньше. Так для командира ремвзвода с позывным «Кубань» война началась еще в 2017 году, когда он добровольцем отправился защищать Донбасс. «Я совершенно гражданский человек, – говорит о себе «Кубань». – Но когда на русских землях творится такое, я не могу сидеть в стороне». Несколько лет участия в боевых действиях едва не привели его к психологическому выгоранию, но он нашел место в отряде, где он был бы полезен, не участвуя в штурмах. Дорос до командира взвода, командование отряда ценит его как умелого руководителя и специалиста, а подчиненные уважают его за умение найти подход к каждому человеку, а также за незлобливый и веселый характер.
«Подготовить машину к выезду!» – раздается по рации голос командира отряда. «Есть, подготовить!», – отвечает «Кубань» и дает соответствующее распоряжение подчиненным. За считанные минуты автомобиль после технического контроля выехал за пределы военного городка. «Конечно, у нас есть субординация в отряде, – говорит «Кубань». – Но подчиненность не такая жесткая, как в войсковых частях, а более человечная что ли». Сам он порой забывает, что он командир подразделения, скорее старший товарищ. Однажды на передовой по двум уазикам отряда был сброс суббоеприпаса с вражеского дрона. Машины получили некритичные повреждения, но их могли добить. Чтобы спасти технику, нужно было отогнать ее в лесопосадку, куда дроны уже не сунутся. А из бензобаков машин уже бьют струи топлива. Ехать так опасно из-за возможного возгорания, да и далеко ли уедешь без бензина? «Кубань» по пути к машине сломал подвернувшуюся ветку и забил ее обломками дыры в баке. Сам сел за руль и отогнал уазик в безопасное место. Хотя рядом были люди, которым он мог бы приказать.
Кстати, оба поврежденных авто были потом восстановлены в рембате. А доставили их в мастерскую на эвакуаторе с краном-манипулятором. Этот грузовичок «Исудзу» пригнал в отряд его владелец из Белгородской области, попросился в добровольцы. Теперь он тоже в команде «Свата» – и как мастер, и как водитель эвакуационной машины.
Да, в ремвзводе служат добровольцы, которые еще совсем недавно были представителями самых разных гражданских профессий. Более того, у большинства из них не было опыта по обслуживанию и восстановлению военной техники. Схватывали на лету, учились быстро, этому способствовал и личный опыт автолюбителя, и даже хобби.
Например, военнослужащий с позывным «Шулдан» был начальником уголовного розыска в Ленинградской области, но с началом СВО не смог усидеть дома и попросился в «Барс». Здесь узнали, что «Шулдан» в свободное от сыскной службы время овладел навыками сварщика. Вот так его увлечение сварными работами пригодилось не только в домашнем хозяйстве, но, как оказалось, и на войне. «Шулдана» сразу взяли в ремвзвод, где сварщики крайне необходимы: они варят «мангалы» для защиты техники от дронов, латают поврежденные детали кузова, без них порой не обходится и при ремонте вооружения.
Военнослужащие ремонтно-восстановительного взвода справляются со сложнейшими задачами. Например, недавно они буквально поставили «на колеса» пикап «Патриот», который попал под атаку дронов и получил десятки повреждений осколками. УАЗ пострадал бы значительно больше, но его спас «мангал», кстати, сваренный в ремвзводе из собранного на свалках металлолома. Машина уже скоро снова отправится на фронт.
Впрочем, занимаются здесь не только восстановлением поврежденной техники, но и созданием необычных, но полезных в боевых условиях образцов вооружения. Но это уже совсем другая история…
Мы ежедневно слышим о подвигах наших военнослужащих в зоне СВО: штурмовиках, разведчиках, артиллеристах, операторах БПЛА… Между тем есть в наших Вооруженных Силах скромные мастера-ремонтники – люди, чья работа почти не заметна, но их вклад в общую победу так же велик.
Подполковник Григорий Симоненко.
Фото автора.
На фото: восстановленный пикап скоро отправится снова на фронт.