При современном налаженном быте и наличии всевозможных молочных продуктов в магазине мы не задумываемся о том, где находятся молочные фермы, чем кормят коров и где они пасутся и, конечно, не представляем, как это было в Севастополе раньше, например, 140 лет назад.
Предлагаю окунуться в то далекое прошлое и немножко узнать о маленьком историческом штрихе из истории севастопольского быта.
В те времена по центральным улицам города вместо автомобилей и общественного транспорта разъезжали подводы, брички, тарантасы, дрожки и … ходили коровы. Конечно они не разгуливали целыми днями по улицам, за этим следило наше городское управление, в чьи обязанности входила работа по городскому хозяйству. Каждый год Севастопольская городская управа проводила торги на пастьбу скота и по их результатам заключала договор.
В 1884 году такой договор был заключен с отставным рядовым Захаром Макаровичем Волчаниным. В нем четко прописывались все условия, которые должен был соблюдать выигравший торги. Во-первых, он обязан иметь трех пастухов и также, как и они, нес ответственность за сохранность стада, за потерю скота и за потраву чужих полей. Во-вторых, он должен был иметь для стада двух рослых молодых бугаев.
С мая по август в 5 часов утра, а в остальные месяцы в 6 часов утра, два пастуха приходили на Екатерининскую площадь (совр. пл. Нахимова), а третий пастух – к дому Дурова (около совр. Исторического бульвара) и трубили в рожки. Обождав 5 минут, чтобы обыватели пригнали скот, они направлялись: один – по Екатерининской улице, а другой по Большой Морской. Третий пастух гнал скот по Артиллерийской слободке и по ходу их движения люди выгоняли свой скот в стадо. Вечером пастухи точно также гнали скот обратно и извещали об этом жителей звуками рожка.
Выгоны находились за Сенной площадью (совр. ул. Гоголя) и в балке около Карантинной слободки (совр. ул. Пожарова).
Эта услуга, конечно была платной. За корову лошадь или вола обыватель платил по 50 коп. (совр. 640 руб.) в месяц, а за мелкий скот (теленок, коза) – 10 коп. (128 руб.). Плата производилась за каждый месяц вперед, хозяину выдавалась об этом расписка. Если оплата не была произведена, то корова в стадо на принималась. За случку коровы плата была отдельная.
Возникает вопрос, а много ли домашнего скота было в городе? Об этом мы можем узнать из переписи Севастополя 1886-1887 гг. В центральной части города, в которой проживало больше всего населения около 5000 человек было 138 лошадей, 69 коров, 64 свиньи и 678 собак. Во второй части города, куда в основном входила Артиллерийская слободка и проживало 4,5 тыс. человек было 626 лошадей, 258 коров, 286 свиней и 1109 собак.
Всего в Севастополе в 1880-е годы без учета военных проживало 25 000 человек, в городе значилось 2268 дворов, в которых содержалось 1128 лошадей, 685 коров, 886 свиней и 3032 собак.
Это лишь небольшой штрих из истории социальной политики, которую проводило Севастопольское городское общественное управление во второй половине ХIХ.
Наталия Терещук, историк-архивист