Многим, наверное, известен этот старый, ещё советский, и очень злодейский анекдот, когда мужчина заходит в двери лифта, а мальчик его предупреждает: «Дядя, там кабины нет!» А дядя ему в ответ: «Мальчик, ты так не шутиииииииии…»
Кто знает, уходит ли авторство сего представителя юмористического жанра в недра специального учреждения в США, созданного для генерирования антисоветской пропаганды, в том числе и анекдотов, или же это плод чисто народного творчества?
Так или иначе, а несчастные случаи, связанные с эксплуатацией домовых лифтов, к сожалению, имеют место быть. В первую очередь, конечно же, – это обрывы тросов и падение лифта вместе с пассажирами. Ещё хуже – это когда человек застрял в сомкнувшихся дверях, а лифт начал движение.
В первом случае налицо абсолютная халатность организаций и конкретных лиц, отвечающих за наблюдение за агрегатами и механизмами лифтов. Металлический трос, если он цел, вот так вдруг порваться не может. Постепенно – может. Или может где-нибудь в месте креплений. Поэтому существует определённый регламент, согласно которому должен обслуживаться любой лифт.
Во втором случае имеет место быть неправильная работа, сбой автоматики, выход из строя датчиков и т.д. Иными словами – в норме электромотор лифта не должен включаться, если двери самого лифта, или же лифтовые двери на этаже не закрылись.
…По всей России имеются тысячи высотных домов, построенных много десятилетий назад. Что касается нашего Севастополя, то здесь высотные дома стали строиться в середине семидесятых.
Это были двенадцатиэтажки, по-народному – «свечи», а также, пусть не такие высокие (на три этажа меньше), но очень мощные с виду «китайские стены». Такое название эти дома обрели, потому что были очень длинные, и при этом занимающие огромные площади.
В каждом подъезде был лифт. Без него – никак. Слишком долго и высоко взбираться даже крепкому здоровому человеку. А если человек пожилой, а если в руках груз? А если мебель поднять надо?!
Автору известен человек, ещё в советское время уехавший на заработки на Север. Чтобы заработать «на кооператив». Семья была с тремя детьми, и квартиру строили, если не ошибаюсь, «четырёхкомнатку». Но беда оказалось в том, что заканчивали строительство их дома уже во времена т.н. «перестройки» и развала страны.
Нет, на квартиру их не «кинули». Но чего-то там не рассчитали, и в лифтовую шахту не поместился сам лифт. Квартира была высоко. Здоровье уже не такое, как было в момент отъезда «на Севера». В общем, квартиру ту продали… Было это где-то на «Пятом микрорайоне», который активно застраивался в начале девяностых…
Одним словом, лифтам в старых «высотках» – кому за «тридцатник», а кому и под «полтинник». Лифт – это очень интенсивно работающее электрооборудование. И в таком почтенном возрасте его следует уже не ремонтировать, а менять на новое. Но это, в масштабах всей страны, огромные деньги! Равно как и общедомовой ремонт в целом.
Поэтому, возможно, и была в своё время разработана программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. И, хоть многие россияне считают это некой «аферой», но действует эта программа, что говорится, – налицо: даже в нашем городе уже сияют новыми фасадами сотни домов, преображая наш Севастополь! А сколько сделано того, чего не увидишь?
В рамках данной программы предусмотрена и постепенная замена лифтов. По этому поводу в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации состоялось совещание, посвящённое совершенствованию механизмов замены лифтов в МКД. Провёл его Глава данного ведомства Ирек Энварович Файзуллин. Целью совещание явилась необходимость, кроме всего прочего, исполнение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».
Участвовали в совещании также председатель Комитета по строительству и ЖКХ Государственной Думы ФС РФ Сергей Александрович Пахомов и заместитель министра промышленности и торговли РФ Михаил Игоревич Иванов.
Вот что сказал на совещании Министр строительства и ЖКХ:
«Сегодня рассматривается вопрос поддержки отечественных производителей, в том числе лифтового оборудования и комплектующих, в частности. С учетом того, что основные потребители находятся в строительной отрасли, в возведении жилья и проведении капремонта, вопрос оказания поддержки обсуждается совместно с Минпромторгом России, Государственной Думой, а также экспертным и бизнес-сообществом».
На совещании было внесено предложение: для замены закупать лифтовое оборудование у российских производителей, которых у нас в стране насчитывается четырнадцать. А ещё у нас есть триста пятьдесят девять монтажных организаций. Также рассмотрели возможность установки лифтов, произведенных на территории стран-членов Евразийского экономического союза.
«Минпромторг полностью поддерживает переход на прямые закупки лифтов у заводов-изготовителей, включенных в российский реестр. Это позволит не только повысить качество монтажа лифтового оборудования за счет исключения ненадежных посредников, но и гарантировать спрос на российский продукт. Речи об исключении монтажных организаций из рынка замены лифтов в рамках капитального ремонта не идет. Предложенный механизм возложит большую ответственность на производителей лифтов за выбор монтажной организации и оказание услуги. Обращаю внимание, что российские заводы также поддерживают инициативу и готовы полностью закрыть потребность в лифтах имеющимися мощностями», – резюмировал заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов.
А нам, обычным жителям высотных многоквартирных домов, остаётся набраться терпения, и ждать, когда дойдёт очередь и до нашего жилья. И это далеко не является «ожиданием у моря погоды», ведь процесс этот давно идёт, и жители многих севастопольских «высоток» уже катаются на новых, красивых и «умных» лифтах.
Кататься на лифте – это очень интересно. И когда-то мы, мальчишки семидесятых, жители «скучных» пятиэтажек, специально ходили в двенадцатиэтажки «прокатиться с ветерком». Ведь замки на подъездные двери в те времена ещё почти никто не ставил…
Анатолий Марета