Сейчас этот памятник располагается, как стало нынче модным выражаться, в «спальном районе» нашего города. А вот строился и открывался он сорок два года тому назад, в далёком теперь уже 1981-м году на совершенно безлюдной окраине Севастополя.
Троллейбусы и прочий транспорт туда ещё не ходили, разве что автобусы, идущие в удалённый, засекреченный и закрытый его пригород – Балаклаву, базу подводных лодок Черноморского флота.
Автор может предположить, что многих молодых людей, даже родившихся и выросших здесь, факт «закрытости» ныне туристической и яхтенной Балаклавы весьма удивит.
(А удивит ли их то, что и сам Севастополь был закрытым городом до самой середины девяностых?)
…В тот довольно ещё прохладный и несколько пасмурный мартовский день большинство людей – ветеранов Великой Отечественной войны и Черноморского флота, школьников-пионеров, журналистов, просто неравнодушных людей – тянулись к новому памятнику вдоль дороги пешком. Доехать можно было лишь до конечной двенадцатого (четырнадцатый появится только в конце 1985-го), которая располагалась в виде кольца между нынешними остановками «Генерала Хрюкина» и «Генерала Лебедя».
Моряков-черноморцев для участия в церемонии открытия монумента доставили на военном транспорте. Повезло и нам с отцом – за нами заехал на собственных «Жигулях» друг семьи, тоже отставной офицер. А отец там должен был присутствовать по долгу службы – в качестве корреспондента военного издания «Флаг Родины» – газеты Черноморского флота. И меня с собой взял. В качестве сына и пионера, будущего защитника своей страны.
Памятник открыли. Были речи уважаемых людей, пропитанные почтением и благодарностью к тем, в чью честь он был возведён. Был военный оркестр. Были цветы. И даже были слёзы, ведь на мероприятии присутствовало много женщин, в том чиисле и ветеранов войны.
А потом было время. Беспощадное и неумолимое, не дающее ни одному человеку ни секунды передыха в том важном для всех нас деле, которое называется «жизнь». Разрушало время и наш памятник. Разрушало то не очень доброе время, которые мы теперь зовём «девяностые» и «нулевые» и души людей.
Мелькнула у автора мысль приплести сюда в качестве виновной эту пресловутую Украину как антирусское государство, попирающее память о Великой Отечественной войне и о её героях – но и язык не повернулся, и рука этого не сделала. Потому что без всякой там Украины по памятнику, а точнее – по его основанию гоняли мальчишки на этих дурацких скейтбордах, или как там ещё их правильно называть.
Ведь ни Леонид Макарович, ни Леонид Данилович, ни даже сам оранжевый и рябой Виктор Андреевич ни одного из них к этому не подбивал! Их вообще никто к этому не подбивал. Но им почему-то не объяснили их отцы, что такое была война, и что такое уважение к памяти её героев.
С детства врезался в память один случай. В Гагаринском районе, за фитнес-клубом «Спортлайн», а это перекрёсток улиц Фадеева и Щитовой, есть несколько могилок павших советских воинов.
Мы, ввиду близости катакомб, частенько здесь гуляли, сидели на скамеечках у этих могил.
И вот однажды самый младший член нашей дворовой «банды» от нечего делать полез через оградку.
И тут же получил увесистую оплеуху от Старшего: «Двадцать миллионов погибло!» А ещё кто-то из наших, тихо, опасаясь перебить авторитет Старшего, добавил: «А я где-то читал, что даже больше, двадцать пять…»
А ведь мы не были эдакими фанатичными пионерами и комсомольцами, гулять строем и с песнями не ходили (разве что про «Гоп-стоп…»), пилоток пионерских не носили. Напротив, как соберёмся, так всяко вытворяли… Но как любить свою Родину – знали! Слава Богу, что нынешняя российская власть очень серьёзно занимается военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Для автора, к примеру, было приятной новостью узнать, что в каждой нашей школе теперь должен быть кадетский класс. Дети ходят в школу, как на службу – по форме. А это подтягивает, дисциплинирует. И что младших деток принимают теперь, пусть и не в пионеры, пусть в «Орлята России», но-таки галстуки, как и мы в своё время, носить они будут.
Эх, воспоминания детства, юности… Но зато теперь есть не только то, о чём вспомнить, как тому роботу в «Гостье из будущего», но и о чём написать не понаслышке.
Однако пора, пора, дорогие и внимательные наши читатели, уже давно пора от воспоминаний тех исторических событий приступать к ремонту нашего монумента. А производить ремонт, и, конечно же, с нашей с Вами помощью, будет наша же севастопольская «контора» под названием «Севпроектмонтаж», с которой севастопольское Правительство заключило соответствующий договор.
А помогать нам с ними будет, как мы уже привыкли, столица нашей Родины, Город-герой Москва. Не самолично, конечно, – деньгами. И весьма немалыми – шестнадцатью миллионами шестьюстами тысяч рублей! И не исключено, что, как мы уже привыкли, этот проект может потом удорожать. Ведь сюда входят и проектно-изыскательские работы, и благоустройство территории вокруг комплекса.
Благоустройство будет включать, кроме скамеек и разных малых архитектурных форм, ещё и озеленение с поливом (а иначе в жару всё засохнет), и освещение, и даже видеонаблюдение с целью защиты комплекса от разных там… несознательных скейтбордистов. Позаботятся также и о том, чтобы здесь чувствовали себя в своей тарелке инвалиды.
Севастопольцы будут надеяться, что реставрационные работы здесь будут выполнены на пять баллов.
При этом у нас есть полное основание доверять подрядчику, потому что он вполне добросовестно делает своё дело на таких монументах как «Штык и Парус», «Солдат и Матрос», и некоторых других важных объектах города Севастополя.
А вот объявленные сроки, да ещё с учётом массы экспертиз и согласований, а это 28 декабря сего, 2023 года, нас в какой-то мере тревожат: уж больно мало времени отвели на такое большое дело! И не в том смысле тревожат, что могут в срок не уложиться. А в том, чтобы не торопились закончить быстрее в ущерб качеству.
Но будем верить, что качество выполненных будет на высоте, и скоро мы увидим, как с обновлённого «аэродрома» в небо взмывают эти три белоснежные боевые машины, и устремляются на перехват любой воздушной опасности для мирных жителей нашего города!
Наши мёртвые нас не оставят в беде. Наши павшие – как часовые… (Владимир Высоцкий)
Автор статьи Анатолий Марета
Фотографии взяты со странички в Яндекс-дзен «Исторический Крым», редакция выражает искреннюю благодарность авторам и снимков, и текста о памятнике.