Минстрой и Госдума готовят стандарты работы УК. Севастополь ждёт
Добросовестные управляющие компании Севастополя (автор уверен, что и не только нашего города), уже давно ожидают введения на законодательном уровне стандартов для работы предприятий, управляющих многоквартирными домами.
Потому что им сложно конкурировать с теми своими «коллегами», которые, заключив контракт с жителями МКД на обслуживание их жилья, выполняют свои обязанности спустя рукава.
А денежные средства, полученные от людей в качестве квартплаты, вместо того, чтобы тратить на уборку, ремонт и развитие домов и прилегающих территорий, прямиком отправляют в свои собственные карманы в виде «чистой прибыли».
Позволяет им так себя вести несколько факторов.
Один из них, и, наверное, очень веский – это равнодушие самих же жителей домов. К сожалению, некачественно работающие управляющие компании у нас – не редкость. Но при этом большая редкость, когда жители домов собираются вместе и изгоняют нерадивую «конторку», избирая при этом ту, которая зарекомендовала себя положительно.
Также следует отметить такой фактор, как недобросовестное исполнение своих обязанностей органами контроля, в первую очередь – Госжилнадзором, которые призваны отслеживать работу управляющих компаний и реагировать на нарушения в их деятельности.
Особо лояльны органы контроля к управляшкам – государственным унитарным предприятиям, и к обществам с ограниченной ответственностью со стопроцентной долей государства.
Эти зачастую вообще творят что хотят.
К примеру, не имея штатных тех же, к примеру, дворников, платят деньги за уборку третьим лицам, которые делать эту уборку особо не спешат, а если и делают – то крайне редко и спустя рукава. Для чего нужны подобные схемы, автор полагает, что объяснять не требуется.
Также следует отметить такие из ряда вон выходящие случаи, как «закрепощение» управляющими компаниями жителей обслуживаемых домов. Наше издание уже несколько раз публиковало материалы на эту тему.
А делается это просто: если от какой-либо УК жители хотят отказаться, её руководство создаёт искусственный долг перед одним из своих поставщиков услуг или ресурсов, затем этот кредитор подаёт на УК иск о взыскании с них денежных средств, а судебный пристав, прикрываясь словами о необходимости исполнения судебного решения, издаёт постановление о запрете расторжения договоров с компанией-должником.
И на долгие годы многоквартирный дом вместе со всеми жителями, как некогда земля с крестьянами, попадает в «крепостную» зависимость, и люди вынуждены платить уже не за обслуживание своего дома, а с целью погашения долгов своим «барином» – управляющей компанией.
При этом следует добавить, что иногда в качестве «кредитора» выступает аффилированное с «должником» предприятие.
И даже если народ, жители МКД, поднимает «бунт» против своего «сюзерена», идут в прокуратуру или даже в суд, то процессы длятся очень долго, иногда, опять же, искусственно затягиваются ответчиками. И последние всё равно остаются в шоколаде: денежки-то им от жильцов всё равно всё это время «капают» …
Но пора уже, дорогие читатели, и о хорошем. Теперь в сфере ЖКХ, как все мы надеемся, будет по-другому. Российскому изданию «Известия» стало известным содержание письма, направленного Минстроем в Госдуму РФ. Говорится в нём о том, что в нашей стране в скором времени будут введены стандарты по управлению многоквартирными домами.
Более того – будут введены обязательные публичные рейтинги для всех управляющих компаний. В результате людям будет гораздо проще выбирать себе управляющую компанию. Ведь сейчас это происходит как?
Активисты того или иного дома, жители которого решились на «революцию», сначала просматривают в Сети отзывы о разных УК.
Действие сие весьма ненадёжно, ведь писать их могут одни и те же лица – о своей УК – хорошее, о конкурирующей, соответственно – плохое.
Затем активисты «идут в люди» – во дворы тех домов, которые обслуживает приглянувшаяся им «управляшка». Беседуют с их жителями, подробно всё выспрашивают об их УК. Затем, на предварительных сходах рассказывают всё своим. Таким образом, на рассмотрение выносится несколько кандидатур, проходят прения, и выносится окончательное решение, то есть, делается выбор.
Иногда мнение «избирателей» расходится, сообщество заходит в тупик. Тогда активисты снова идут в народ, теперь уже свой, и призывают прийти-таки к общему мнению, а иначе ведь всё останется по-старому. И люди договариваются, выбирают одну компанию, голосуют за неё и подают заявление в Госжилнадзор.
В итоге приходит новая управляющая компания и дом вместе с прилегающей территорией начинает «цвести и пахнуть», как в переносном, так и в прямом смысле этого выражения: УК, в которых любят людей, рассаживает в палисадниках цветы и кустарники роз.
Но вернёмся к стандартам.
В них предполагается закрепить возможность выбора жильцами пакетов услуг УК, в квитанции за ЖКХ выделить отдельную строчку на информацию о сборах за текущий ремонт, определить конкретные сроки реагирования аварийно-диспетчерских служб и устранение проблем. Также предполагается установить определённые эталоны качества оказания услуг. Планируется и разработка стандартов по ценообразованию за оказываемые услуги, и, что очень важно – обязательных требований к лицам, осуществляющим руководство в управлении МКД.
В итоге всё перечисленное даст возможность формированию единой для страны системы управления многоквартирными домами, что обеспечит безопасную эксплуатацию МКД и максимально комфортные условия проживания для наших граждан.
Что ж, будем с нетерпением ждать воплощения в жизнь всего здесь перечисленного.
Анатолий Марета