Продолжаем рассказ историка-архивиста Наталии Терещук о севастопольских фонарях.
В конце ХΙХ века в стране стремительно наступала эра электричества. В 1887 году Товарищество Новороссийской паровой мельницы в Севастополе выписало из Будапешта и установило динамоэлектрическую машину. Машина давала свет для 60 фонарей силой света 10 свечей (совр. 10 вт) на каждый фонарь. Кроме паровой мельницы в городе электрическое освещение имелось еще в Русском Обществе Пароходства и Торговли (РОПиТ) и в морском клубе.
Не осталась в стороне от новшеств станция Севастополь Лозово-Севастопольской железной дороги. В 1888 году на вокзале уже были установлены фонари с электрическими лампочками и протянутыми проводами. Управление дороги вело переговоры с петербургской компанией электрического освещения, так как предполагалось установить 36 фонарей вдоль железнодорожной ветки. Это дало бы возможность удобно работать в ночное время, когда составляются товарные поезда, также стало возможным проводить выгрузку зерна ночью.
В 1889 году в Севастополь прибыл поверенный Петербургской компании электрического освещения «Филин». Он предложил городу работы по освещению электричеством Нахимовского проспекта и Приморского бульвара. По его расчету требовалось 18 фонарей: 12 – на проспект и 6 – на бульвар. Для сокращения расходов представитель компании предлагал воспользоваться паровой машиной городской водокачки, к ней приспособить 2 динамо-машины и провести провод по берегу Южной бухты на бульвар. Содержание электроосвещения, по его мнению, будет обходиться в 100 руб. (129 тыс. руб.) в месяц.
Нельзя сказать, что для города это было выгодно. В это время севастопольцы узнали, что в Петербурге учреждено Общество освещения городов электричеством. Общество, планируя начать свои действия в Севастополе, подыскивало желающих возглавить агентство. Через месяц по городу пронесся слух, что Лозово-Севастопольская железная дорога готова уступить городу на летнее время свое электрическое освещение. Это объяснялось тем, что к лету на железной дороге понизилась перевозка зерна, следовательно не проводились ночные погрузки. Увеличение перевозок зерна ожидалось лишь после обмолота нового урожая, не ранее октября. Следовательно, электрическая машина железной дороги может поработать на пользу города.
В конце мая 1889 года итальянский подданный К.В. Росси, представляющий Одесскую фирму освещения «Сименс и Гальске» предложил городской управе проект электрического освещения на довольно выгодных условиях: на городском участке земли площадью не менее 1000 кв. м, он просил разрешить устроить центральную станцию и прокладку электрических кабелей по всем главным улицам города под землей. Единственное требование, выдвинутое городскому управлению было то, что город не должен в течение 5 лет никому давать разрешения на подобные работы. Предлагала фирма и другие преференции, выгодные для города
Предложение К.В. Росси рассматривалось на заседании городской думы 12 июня 1889 года. По мнению гласных предложение выражено не ясно, чтобы судить насколько это выгодно городу. В результате обсуждений дума постановила просить фирму выслать подробный проект и условия.
По-видимому, все подобные предложения в 1889 году остались лишь на газетных полосах.
С 1901 года в городской бюджет на освещение города стали вноситься две статьи: расход на освещение горелок керосиновых – 5040 руб. (6,5 млн руб.) по 10 руб. 50 коп. (13,5 тыс. руб.) за каждый фонарь в год, а на освещение 45 электрических фонарей – 7200 руб. (более 9 млн руб.). Как и в прежние годы, в 1901 году выделялись средства на ремонт старых и установку новых фонарей; кроме того, на базаре планировалось установить 3 электрических фонаря.
Несмотря на дефицитный бюджет города в связи с закрытием экспортного коммерческого порта в Севастополе, в городе продолжали увеличивать установку новых фонарей. В 1902 году Приморский бульвар обновился 13 новыми электрическими фонарями. Приведем еще некоторые цифры, которыми мы располагаем. В 1904 году в городе числилось 46 электрических фонарей. Керосиновых фонарей насчитывалось 510 штук.
Это все сведения дореволюционного периода. О том, как внедрялся в жизнь призыв «Советская власть + электрификация всей страны» в послереволюционном Севастополе, мы расскажем когда-нибудь в другой раз.
Наталия Терещук, историк-архивист