Поводом для этой статьи послужило письмо нашей читательницы в редакцию. Она пожаловалась на то, что в её квартире холодно, а управляющая компания не принимает никаких мер. Мы обратились в управляющую компанию с просьбой провести проверку. В ответ на наше обращение нам сообщили, что комиссия провела все необходимые исследования и замеры, температура в квартире соответствует установленным нормам и вина управляющей компании в данной ситуации отсутствует. К сожалению, многие севастопольцы сталкиваются с подобными проблемами. И хотя многие обвиняют в холоде в квартире управляющую компанию, не всегда это обвинение оказывается справедливым.
Отопление жилья требует взаимодействия сразу нескольких сторон: ресурсоснабжающей организации (РСО), управляющей компании (УК) и самого владельца квартиры. Давайте разберемся, какие обязанности есть у каждой из сторон и как правильно действовать в случае проблем с отоплением.
Ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку тепловой энергии в многоквартирные дома. Эта энергия вырабатывается на ТЭЦ или в котельных, а затем подается в жилые здания через теплосети. РСО должна контролировать температуру и давление теплоносителя, чтобы они соответствовали установленным нормам. Если температура теплоносителя будет недостаточной, то и в вашей квартире будет холодно.
Кроме того, поставщики тепла отвечают за ремонт и замену тепловых магистралей, которые ведут от котельных до домов. Если возникают проблемы с теплом на уровне центрального отопления, ответственность за их решение лежит именно на этой структуре.
После того как в дом поступает тепло, управляющая компания берёт на себя ответственность за его равномерное распределение по квартирам. В её обязанности входит контроль за состоянием общедомовых коммуникаций: стояков, элеваторных узлов и другого оборудования, обеспечивающего подачу тепла в каждый уголок дома. Она должна настроить систему таким образом, чтобы тепло распределялось по всему дому равномерно, учитывая этажность и удалённость квартир от теплопунктов. Перед началом отопительного сезона УК промывают и проверяют все элементы системы отопления, чтобы избежать возможных сбоев в зимний период.
В случае возникновения неисправностей во внутридомовой системе отопления, таких как протечки, зашлакованность, засоры или завоздушивание, управляющая компания должна оперативно реагировать и проводить необходимые работы. Время устранения неисправностей системы отопления в многоквартирных домах строго регламентировано: локализация аварийных повреждений — должно происходить в течение 30 минут после поступления заявки, устранение засоров — выполняется в течение 2 часов после регистрации обращения. Для прочих неисправностей, связанных с работой системы отопления, такие как замена или ремонт вышедших из строя элементов, срок зависит от характера неисправности и сложности работ, но в целом не должен превышать 24 часа.
Часто возникают споры о том, кто должен платить за замену радиаторов в квартире. Если батареи отопления в квартире можно отключить без ущерба для системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, то они являются собственностью владельца помещения. Таким образом, радиатор не относятся к общедомовому имуществу, если он оснащён отключающими устройствами, которые позволяют перекрыть подачу теплоносителя на время ремонта, технического обслуживания или демонтажа и конструктивное решение отопительной системы позволяет отключить или демонтировать батарею в квартире без прекращения циркуляции теплоносителя в системе отопления МКД.
Хотя за многие аспекты отвечают внешние организации, владельцы квартир также играют важную роль в обеспечении теплом своего дома. Необходимо регулярно проверять состояние батарей, следить за возможными протечками и очищать их от пыли и грязи. Важно помнить, что нельзя самостоятельно вносить изменения в работу общей системы отопления, например, демонтировать батареи или устанавливать дополнительные радиаторы. Любые самостоятельные вмешательства запрещены, так как могут нарушить баланс всей сети и привести к проблемам у соседей.
В системе отопления могут возникать различные неполадки. Одной из наиболее распространенных является недостаточное количество тепла. Это может быть вызвано низким давлением в магистрали или неправильной настройкой системы распределения тепла. В таких случаях необходимо обратиться в ресурсоснабжающую организацию и управляющую компанию для получения квалифицированной помощи и устранения неполадки.
Еще одной распространенной проблемой является засорение или образование воздушных пробок в системе. Управляющая компания должна провести работы по устранению этой проблемы. Также может возникнуть ситуация, когда радиатор протекает. В этом случае владелец квартиры должен незамедлительно вызвать представителя управляющей компании для проведения ремонта или замены элемента.
Согласно СанПиН 2.1.2.2645-10, температура воздуха в жилых помещениях должна находиться в пределах от +18°C до +24°C. Эти нормы обязательны для выполнения всеми участниками процесса обеспечения тепла. В любом случае, если в вашей квартире холодно, важно вовремя обратиться в УК для проверки состояния внутриквартирных трубопроводов и радиаторов.
Вместе с тем, важно понимать, что ощущение комфортной температуры зависит не только от технических показателей, но и от индивидуальных особенностей каждого человека. Один человек может чувствовать себя комфортно при температуре +20°C, тогда как другому будет прохладно даже при +22°C. Поэтому стоит учитывать и этот фактор при оценке работы системы отопления. Данную проблему ни УК, ни РСО не решат. В таком случае стоит задуматься о дополнительных приборах отопления.
Алексей Владимиров