Ежегодно человечество оставляет около 2,24 млрд отходов, причем цифра эта неумолимо растет: при таких же темпах к 2050 году объемы мусора могут увеличиться почти в 2 раза.
Если посмотреть, что происходит в нашей стране, то по данным на 2018 год, каждый житель России в среднем выбрасывает 400-500 кг мусора в год. Всего лишь около 2% отходов сжигается и примерно 4% отправляется на вторичную переработку. Остальное гниет на свалках, выбрасывает в атмосферу опасные газы, разлагающийся пластик отравляет воду и почву, мусорные полигоны привлекают крыс— разносчиков болезней.
Одно из решений — экологичная и безопасная утилизация. Что подразумевает это понятие?
Прежде всего, надо понимать, что утилизация предполагает повторное использование отходов в том или ином виде. А вот просто выкинуть мусор в урну или отвезти контейнер мусора на полигон — эти действия считаются захоронением и не рассматриваются как утилизация.
Президент России В. В. Путин в своем послании парламенту еще в 2018 году заявил о необходимости сократить количество свалок. Государственной Думой внесены изменения в закон «Об отходах производства и потребления».
1 января 2019 года новый порядок вступил в силу. Эта дата считается началом современной «мусорной» реформы в России. Официально она называется «Реформой обращения с отходами производства и потребления». Ее действие предусматривается до 2030 года.
С 1 января 2022 года, в порядке исключения, в полной мере заработали, или должны были заработать новые правила еще для трех городов. Законодатель предусмотрел отсрочку начала «мусорной» реформы на 3 года для городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Это связано с трудностями утилизации отходов в границах этих городов. Поэтому новые правила в двух мегаполисах и нашем скромном, по количеству населения городе (если сравнивать с Москвой и Санкт-Петербургом) заработали на три года позже.
В рамках реформы запланирован переход на сбор отходов в отдельные контейнеры, последующая их сортировка и переработка. Отходы должны стать не мусором, а ценным вторсырьем. Все полномочия по сбору, вывозу, захоронению и переработке мусора переданы специализированным компаниям. В Севастополе этот переход еще не совершен.
К настоящему моменту все регионы определились с региональными экологическими операторами и разработали свой алгоритм перехода к раздельному сбору отходов.
Несмотря на определенные достижения в сфере обращения с отходами, остаются и другие проблемы, которые тормозят решение «мусорного» вопроса в стране.
Мусороперерабатывающие комплексы, в большинстве случаев, только планируются к возведению или находятся в начальной стадии строительства. Но дело не только в этом. Во многих городах жители отмечают нехватку площадок для сбора мусора, самих контейнеров и специальной техники для транспортировки. Особенно остро этот вопрос стоит в небольших муниципалитетах. Даже если дома организовать раздельный сбор отходов, то чтобы их сдать, придется куда-то ехать, ждать акций по сбору вторсырья. Все это сильно тормозит запуск переработки отходов.
При переходе на раздельный сбор отходов плата за услугу по обращению с ТКО должна рассчитываться исходя из фактического объема произведенного мусора. Тем не менее, например, в Москве — лидере по разделению мусора в нашей стране — тариф до сих формируется исходя из количества проживающих лиц в жилом помещении.
Весной 2022 года стало известно о строительстве в Севастополе комплекса с полным циклом переработки твёрдых коммунальных отходов. Информация об этом появилась на официальном сайте правительства.
В августе 2022 года сообщалось, что на проектирование технологического парка с полным циклом переработки отходов бюджетом предусмотрено 52,5 млн рублей, позже — в январе 2023 года —эта сумма выросла до 71 млн рублей.
В декабре 2022 года правительство Севастополя сообщало, что построят мусороперерабатывающий завод в рамках национального проекта «Чистая страна». Его строительством будет заниматься «Российский экологический оператор», соглашение с которым уже подписано.
«В рамках реализации проекта «Чистая страна» у нас заложено мероприятие по строительству
мусороперерабатывающего завода, который намного масштабный. И подписано уже соглашение с ППК «РЭО» для реализации этого проекта. Сейчас будет подготавливаться техническое задание. После этого формируется уже мероприятие по проектированию, и после - уже строительство», - говорилось в сообщении Правительства.
Завод предполагалось построить до 2024 года.
В августе 2023 года в Севастополе заключили контракт на проектирование современного мусороперерабатывающего завода. Информация об этом содержится в материалах государственных закупок.
В ноябре 2024 года в Севастополе зарезервировали землю под мусороперерабатывающий завод.
Были определены два участка в районе нынешнего полигона ТКО «Первомайская балка» площадью более 10 гектаров. Там должен появиться современный экотехнопарк с полным циклом переработки ТКО.
В 2024 году подрядчик должен был представить проект, однако сроки сдвинули на 2025 г.
Стоимость строительства экотехнопарка оценивается в 3,5 млрд рублей.
2025 год наступил, происшествий с негативными последствиями для экологии происходит, по-прежнему немало. В этом году ситуацию усугубила катастрофа с двумя танкерами, перевозившими мазут. Есть много факторов, на которые мы не можем повлиять, но есть и то, что город обязательно должен сделать.
Сберечь хрупкую экосистему территорий, на которых расположен город федерального значения Севастополь, поможет воплощение в жизнь того, что запланировано по строительству экотехнопарка.
Мы будем следить, как развиваются события и информировать наших читателей.
Ирина Архипова
В публикации использована статистика, размещенная на сайте https://www.kp.ru/family/ecology/utilizatsiya-otkhodov/