Борьба за чистоту Черного моря продолжается
Последствия экологической катастрофы, произошедшей 15 декабря 2024 года из-за разлома корпусов двух российских нефтяных танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», во время шторма в Керченском проливе, до сих пор полностью не устранены.
В январе 2025 г. мазут добрался до Севастополя, был объявлен режим ЧС. https://vektornews.ru/news/v-sevastopole-obyavlen-rezhim-chs
Главным следственным управлением СК России по Республике Крым и городу Севастополю проводилось расследование двух уголовных дел по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, в результате чего в акватории Черного моря произошло крушение танкеров, один член экипажа погиб.
На ликвидацию последствий крушения танкеров были брошены все силы МЧС, работали волонтеры.
В настоящее время, после проверок Роспотребнадзора пляжи в Севастополе признаны пригодными для отдыха и купания.
В то же время, как сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова, пляжи Анапы и Темрюкского района в Краснодарском крае остаются непригодными для использования.
Один из танкеров по-прежнему находится в море и мазут из него полностью не извлечен.
Поднимать и утилизировать три остающиеся под водой части танкеров Волгонефть-212 и Волгонефть-239 будут в четыре этапа.
Для того, чтобы предотвратить разлив нефтепродуктов в море при их откачке, идет работа по разработке трех коффердамов, которые должны накрыть затонувшие части танкеров, как саркофаг.
Президент России Владимир Путин поручил выстраивать работы по установке коффердамов на затонувший в Черном море танкер таким образом, чтобы в будущем не было сложностей по откачке топлива.
На совещании с членами правительства Президент Путин сказал: "У нас уже полностью демонтирован один танкер, второй же, насколько мне известно, лежит на глубине 20 метров, и планируется создание саркофага сверху. Однако все работы по второму танкеру должны быть организованы так, чтобы избежать возникновение каких-либо проблем с откачкой нефтепродуктов и утилизацией остатков на дне". Глава государства подчеркнул: "И сам саркофаг, и все мероприятия, связанные с этим танкером, должны быть частью дальнейшей работы по откачке нефтепродуктов и полной утилизации корпуса танкера".
Всероссийская транспортная газета «Транспорт России» еще в начале мая сообщала, что водолазами под руководством Морспасслужбы нарастающим итогом собрано около 624 т замазученного грунта. Сводная группировка водолазов во исполнение поручения правкомиссии от 25 апреля 2025 года увеличена более чем на 40 человек и по состоянию на сегодняшний день достигла 125 человек – в апреле она составляла 80 человек.
Вес защитных сооружений - коффердамов, которые Росморречфлот установит над затонувшими частями танкеров в Керченском проливе, в готовом виде составит 1500 тонн каждый. Они изолируют фрагменты судов от акватории во время откачки мазута. На строительство коффердамов кабмин дополнительно выделил более 7,5 млрд рублей.
Сейчас коффердамы изготавливают на заводе, первый будет готов уже к 25 июня. Их доставят в порт Новороссийска и спустят на воду. Первое сооружение установят к 10 октября.
Побережье продолжают контролировать, протяженность территорий, которые мониторятся на предмет новых выбросов, составляет 265 км, на них собрано почти 148 тысяч тонн загрязненного грунта. В Крыму и Севастополе на контроле находится примерно 750 км береговой линии.
В Севастополе пляжи не только мониторят на предмет выброса мазута, но и готовят к купальному сезону - проводят очистку от водорослей, ремонтируют навесы, убирают мусор. Несмотря на то, что вода еще достаточно не прогрелась, некоторые смельчаки уже купаются и считают воду и пляжи чистыми.