Жил-был Дом, на проспекте Октябрьской революции жил. С 1990 года, когда его сдали в эксплуатацию и заселили. И стал жить этот дом уже с людьми, так ему было веселее. И было в этом доме целых 334 квартиры.
То есть, квартир на самом деле было на три больше, но они считались как бы собственностью жилищно-строительного кооператива, и в жилой фонд не входили. Сдавались в аренду различным фирмочкам. В конце девяностых, как припоминает автор, в одной из них, расположенной на первом этаже, была адвокатская контора…
Но и 334 квартиры, (без этих странных трёх) – тоже немало. Это, как полагает автор – более тысячи жителей. Это – много. Люди эти, так как они здесь живут, то, хочешь не хочешь, а эксплуатируют свой жилой фонд. Пользуются водоснабжением и водоотведением, электросетями, газом, квартиры отапливаются, работают лифты, – а как иначе, ведь дом-то об одиннадцати этажах, пешком каждый раз не набегаешься! А если ещё и сумки тяжёлые с харчами в руках? Плюс – у кого-то уже возраст, одышка…
В общем, прожил этот дом со своими терпеливыми жителями целых тридцать лет. Терпеливыми – это потому что долго терпели не самый лучший уход за своим домом со стороны тех, кто должен был это делать качественно, согласно взятым на себя обязательствам. Обычно ухаживают за многоквартирными домами, и за прилегающей к нему территорией управляющие компании. Так повелось, так надёжнее.
Но в нашем случае это была управляющая компания, которая не самым лучшим образом управляла этим домом, потому что жители его сначала долго терпели, а потом собрались все вместе, и выбрали себе другую управляющую компанию. «ШИК» выбрали. Было это в 2020 году, на тридцатом году жизни нашего 22/5.
«ШИКом» люди были довольны. А как же иначе? Новая управляющая компания со всем присущим ей энтузиазмом взялась за обслуживание вверенного ей большого дома. Специалисты компании наладили холодное и горячее водоснабжение. Отремонтировали отопление, и вообще во многом навели порядок. Стали регулярно убирать в подъездах, не говоря уже о дворах, детских и спортивных площадках.
И так длилось добрых три года. Но, как говорится, всё хорошее быстро заканчивается. И вот председатель потребительского кооператива, в который объединились жители дома, стала добиваться отказа от обслуживания управляющей компании «ШИК».
Она утверждает, что справится с обслуживанием всех домовых систем жизнеобеспечения самостоятельно. Однако же всем нам известно, что те, кто хочет получать с кого-либо много денег, всегда дают множество различных обещаний – даже самых нелепых. И, к сожалению, часто так случается, что чем нелепее ложь, тем быстрее в неё верят…
Вообще – управляющая компания – это слаженный коллектив сотрудников, работающих в унисон. Это руководство, специализирующееся именно на такой вот работе – обслуживать многоквартирные многоэтажные дома. Имеющее в этом немалый опыт – и по времени деятельности в этой сфере, и по количеству обслуживаемых домов. В нашем случае, а именно у УК «ШИК» – это 42 дома, которые включают в себя почти пять тысяч квартир.
И количество этих домов всё увеличивается. В 2022-м году к «ШИКу» присоединилось 17 домов (1682 квартиры). В 2023-м – добавилось ещё 4 дома ( 413 квартир).
УК – это ещё и коллектив инженеров и мастеров. А также подобранные за годы работы дворники, уборщики подъездов, ремонтники, разнорабочие, диспетчеры, бухгалтеры, водители, паспортист. Более того – собственное лифтовое хозяйство имеется. Но вот председатель дома 22/5 рассказывает жителям дома, своим соседям, что запросто справится со всем домовым хозяйством собственными силами.
Или, возможно, у этой активной дамы, кроме её «боевого» запала, есть за душой ещё и солидный капитал, который позволит ей вкладываться в срочный ремонт домовых систем, если такая необходимость вдруг возникнет?!
Ведь существует элементарная бухгалтерия, подбивающая приход и расход денежных средств. За обслуживание дома люди платят т.н. квартплату, что составляет валовую выручку управляющей компании. Из этих средств УК несёт расходы, платит заработную плату, платит по различным договорам, платит налоги, и естественно, несёт затраты на ремонт и обслуживание домов.
А ещё предприятие должно получать какую-то прибыль. Но вот в нашем, опять же, случае, о какой прибыли за счёт дома № 22/5 может мечтать УК «ШИК», если она вложила в ремонтные работы в этом доме на сумму, превышающую, не много, ни мало – три миллиона, чем сумма, полученная от жителей в виде квартплаты на момент написания этой статьи?!
Нет, конечно же, управляющая компания «ШИК» – это не благотворительная организация, в ней работают десятки людей, которые так же, как и жители 22/5, едят, одеваются, и воспитывают своих детей, поэтому УК «ШИК» тоже рассчитывает на какую-то прибыль за свои труды, но при этом она способна смотреть в перспективу, она готова ждать, она, в конце концов, пошла навстречу жителям всего дома, чтобы в короткий срок привести домовые системы в полный порядок.
В общем, судя по объективной реальности, управляющая компания «ШИК» – это не фирма-однодневка, а серьёзно работающее, в том числе и на будущее, предприятие. К слову – одиннадцатиэтажный дом возраста ровно в треть века – это, если честно, не самый лакомый кусок для управляющих компаний вообще. Его системы жизнеобеспечения изношены, они морально устаревшие и неудобные в обслуживании.
Жители этого дома, которые обратились в нашу редакцию с этой своей проблемой, всё-таки очень надеются, что основная масса их соседей внемлют здравому смыслу и не поведутся на льстивые обещания нового претендента на управление таким большим хозяйством – 16 подъездов по 11 этажей, а останутся под крылом надёжного и стабильно работающего специализированного предприятия. Ведь, как говорит старая русская пословица – «Старый друг лучше новых двух»!
Анатолий Марета (сам проживший в 22 доме более пяти лет, в корпусе 12)
Фото автора