По правилам дорожного движения, который, напомним, является Федеральным законом, зимой на территории Российской Федерации легковые автомобили и лёгкие грузовики должны быть «обуты» в зимнюю резину. И, как оказалось, т.н. «всесезонка» – под вопросом!
Вот какие пояснения по этому вопросу дал прессе Евгений Токарев, начальник отдела надзора Управления ГИБДД УМВД России по городу Севастополю:
«В зимний период (с декабря по февраль) запрещена эксплуатация легковых автомашин категории М1 (пассажирские автомобили с количеством не более 8 посадочных мест без учёта водительского места) и небольших грузовиков категории N1 (массой не более 3,5 тонн) без зимних шин».
В двух словах (автор не пытается «открыть Америку»), летние шины отличаются от зимних мягкостью материала и рисунком протектора. Летняя на морозе становится как пластмасса и «едет» по снегу как санки. И рисунок протектора у неё рассчитан на выдавливание из-под колёс дождевой воды.
Зимняя – она мягкая, она как бы прилипает к дорожному покрытию, даже если оно заснежено. А протектор у неё устроен так, чтобы к шинам не прилипал снег. Но летом при жаре она «плывёт» по асфальту, существенно снижая управляемость автомобилем. И при этом быстро изнашивается об шероховатости дорожного покрытия.
А что же «всесезонка»? По мнению автора этих строк – это «ни рыба, ни мясо». Одинаково посредственная и для лета, и для зимы. Это всё равно, что человеку демисезонные одежду и обувь круглый год носить: зимой в них будет холодно, а летом – жарко.
Однако закон-таки предоставляет водителям право выбора. Но лишь частично. Давайте послушаем, что говорит по этому поводу Евгений Токарев:
«Всесезонная резина может эксплуатироваться в зимние месяцы (декабрь-февраль) только в том случае, если она имеет соответствующую маркировку «M+S», «M&S» и изображение горной вершины. В противном случае эксплуатация всесезонной резины в зимние месяцы не допускается».
Что же касается ответственности за отсутствие в указанные месяцы зимних колёс на движущемся вышеназванном автотранспорте, то это будет штраф в размере пятисот рублей. Однако, в зависимости от ситуации (как предполагает автор – тёплой погоды, тёплого расположения инспектора и т.п.), нарушитель может отделаться лёгким испугом – предупреждением.
Автор этой заметки, однако, призывает своих коллег-водителей серьёзно отнестись к вопросу установки на своих железных коней зимних «подков». Ведь речь идёт о жизни и здоровье – как Вашем, так и окружающих.
А штраф за их отсутствие хоть и невысок, но человек, на него «попавший», в течение целого года будет находиться в состоянии привлечения к административной ответственности. Такой статус даже для законопослушного в целом человека может иметь негативные последствия.
А для некоторых категорий граждан, находящихся, к примеру, под административным надзором, в том числе под ограничением свободы, под УДО или отсрочкой приговора, привлечение к административной ответственности может привести у помещению в реальные места лишения свободы.
Анатолий Марета, юрист-правозащитник