Двадцать один век прошел с того памятного дня, когда верующие христиане воскликнули – Христос воскресе! За это время изменились условия жизни, но в сердцах людей, несмотря на мирскую суету, в эти дни, как ни в какие другие, проявляется светлое чистое чувство любви к ближнему.
Каким был Севастополь в дни Светлого Христова Воскресения в конце ХIХ – начале ХХ вв. нам помогут узнать архивные документы и региональная печать.
Накануне праздника Главный командир Черноморского флота и портов Черного моря и Севастопольский градоначальник издавали приказы с приглашением присутствовать в храме Св. Владимира (на городском холме). При этом предписывалось, что накануне праздника при выносе Плащаницы можно было присутствовать в обыкновенной форме, но чинам, носящим оружие при поклонении Плащанице, его следовало снять. В Светлое Христово Воскресение форма должна быть парадной.
В преддверии праздника приказами начальствующих лиц смягчались некоторые наказания, наложенные в административном порядке. Так, те кто был подвергнут аресту на один месяц, освобождались от наказания, арест до двух месяцев сокращался наполовину, а арест до 3 месяцев сокращался на треть. Штраф до 5 руб. отменялся. а свыше 5 руб. сокращался наполовину.
Севастопольские предприниматели к празднику наперебой рекламировали свои товары: магазин братьев Шпигельгауз на Нахимовском проспекте предлагал по умеренным ценам золотые, серебряные и эмалированные яйца, магазин братьев Неофит сообщал о большом выборе «разных колбасных произведений собственной паровой фабрики», например, фаршированных индеек, копченных гусей без костей и пр. Предлагая к празднику натуральные крымские вина, А.Я. Симанов сообщал, что вина исследованы комиссией, назначенной градоначальником и признаны безвредными и годными к употреблению.
Очень активно в такие значимые религиозные праздники проявлялась благотворительность. Владелец винного погреба Кабешавидзе пожертвовал 2 пасхи и 20 бутылок вина, чиновник Краснов – 30 штук яиц, одну пасху и 35 пирожков.
В основном жертвовали деньги. Совет греческой церкви во главе со старостой Д.Н. Неофито раздал бедным греческим семьям, вдовам и сиротам 150 руб. (в современном денежном исчислении около 200 тыс. руб.) пасхальных пособий, собранных местными греческими купцами. Свой вклад не забывали сделать жены начальствующих лиц. Как правило суммы составляли по 10 руб. (около 13 тыс. руб.). Потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, городской голова в начале ХХ в. А.А. Максимов традиционно жертвовал 50 руб. (более 60 тыс. руб.)
Интересный факт – жертвователями Севастопольскому благотворительному обществу, а также на разговение бедным людям Севастополя были не только лица православного вероисповедания – татарин Магомет Мустафа-оглу пожертвовал 50 коп. (более 600 руб.), караимы Ага и Койчу, евреи Зусман и Розенштейн – по 3 руб. (около 4 тыс. руб.). Такие же суммы пожертвовали турецкий и французский консулы. Все это подтверждает, что Севастополь был как многонациональный, так и этноконфессиональный город, в котором все мирно проживали.
В заключение хочется пожелать, чтобы этот праздник вселил в наши души доброе настроение, с которым мы встречаем Светлое Христово Воскресение!
Христос воскресе!
Наталия Терещук, историк-архивист