Конечно же, любой человек, если он не является министром финансов (шутка), всегда будет считать, что любое снижение налоговой нагрузки пойдёт во благо. В его личное благо. Но как же быть с точкой зрения государства на такое дело? Любое государство так устроено, что для осуществления им своих задач и функций ему необходимы финансы.
Но, слава Богу, что государство – это не просто такая вот подавляющая машина, только и думающая о том, где и с кого бы ещё «снять» денег. Государство, оно ведь эти деньги, эти средства, ещё и распределяет, и делает это на общее благо. Например – для защиты страны и народа от других, враждебных стран. Или для финансирования образования, медицины, различных социальных проектов и т.п.
К слову, часто так бывает, что человек, заплативший определённую сумму в виде налогов, получает от государства материальной и иной помощи в разы больше…
Транспортный налог, или, как его раньше называли, – транспортный сбор, имеет своей целью кумуляцию денежных средств на строительство и ремонт дорог и дорожной инфраструктуры.
Его обязаны платить все владельцы механических транспортных средств, за исключением лишь некоторых льготных категорий граждан – инвалидов, к примеру, или многодетных родителей. Да и то, лишь при наличии определённых параметров у их автомобилей.
То есть, если многодетный ездит на «джипе» с пятилитровым движком, если он имел средства на его покупку и имеет возможность его обслуживать и заправлять, – то логично, что он должен найти денег и на транспортный налог, который для мощных авто премиум класса довольно высок.
Но где же будет справедливость, если, допустим, хозяин подобного автомобиля по какой-либо причине выезжает на нём, что говорится, «раз в пятилетку»? Ведь в таком случае, он и дорожное покрытие своим «танком» не убивает, и атмосферу «дыханием» своего мощного агрегата не засоряет! А кто-то в это время и своей малолитражкой целыми днями «коптит»! Несправедливо!
А раньше – так ещё менее справедливо было. Это когда транспортный сбор зависел не от числа «лошадей» под капотом, а от объёма двигателя. И получалось, что владелец какой-нибудь крутой «тачки», ну скажем, с двухлитровым современным движком, платил налог существенно меньше, чем дедушка-пенсионер, держащий в гараже свою старенькую «Волжанку», у которой двигатель имеет объём два с половиной литра, но при этом по «лошадям» слабоват…
Вернёмся снова к нашему современному Российскому государству. Как уже было отмечено, оно не стремится к бездумному тотальному сбору средств с населения. А наоборот, стремится улучшить, сделать более эффективными те или иные платежи в казну со стороны налогоплательщиков.
Да взять, хотя бы, эксперимент по введению режима специального налогообложения, т.н. «самозанятых», ведь если бы это было невыгодно людям, то не стали бы регистрироваться в качестве таковых сотни тысяч российских граждан!
И вот теперь Государственная Дума Российской Федерации будет рассматривать законопроект об отмене транспортного налога. Для этого необходимо внести изменения в первую и вторую части Налогового кодекса нашей страны.
То есть, авторы законопроекта решили учесть привязку величины налога на эксплуатацию транспортных средств не к объёму, и даже не к мощности двигателя, а именно к степени загрязнения им атмосферы и к количеству «намотанных» по дорогам километров.
А эти два показателя имеют довольно близкую корреляцию и с мощностью движка, и с количеством потребляемого им топлива (и, соответственно – выбросу отработанных газов), и даже со степенью нагрузки на асфальтовое покрытие автодорог. Понятно ведь, что чем больше мотор потребляет «горючки», тем обычно и машина тяжелее.
Вот как это поясняется в сопровождающей данный законопроект записке:
«Транспортный налог представляется чрезмерным в системе иных налогов и сборов РФ и влечет многократное налогообложение, учитывая, в том числе, акцизы на топливо. Акцизы включаются в стоимость топлива, которое используется транспортным средством во время передвижения. Таким образом, чем большие расстояния проезжает транспортное средство, тем ощутимее становится налоговое бремя».
Одним словом, власть собирается принципиально изменить подход к взиманию транспортного налога, который на данный момент не в должной мере обоснован. В нём практически нет учёта всего того, о чём сказано выше.
«В частности, транспортный налог не выполняет функций по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также не способствует эффективному распределению налоговой нагрузки с учетом ущерба дорогам, наносимого транспортными средствами», — также говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Ну что же, будем надеяться, что данный законопроект, в скором времени, будет принят и станет уже настоящим законом. А ещё будем надеяться на то, что и в иных, не менее важных сферах нашей жизни и деятельности, будут совершенствоваться и улучшаться законы, эти сферы регулирующие. Важно, что тенденция к этому есть.
Анатолий Марета, юрист-правозащитник